02.10.2017 20:00
    Поделиться

    Виктор Савиных: Как мы спасали мертвый "Салют-7"

    По нервам бьет: "Мы сможем вернуть на Землю только одного человека!"... Эти слова - из широко разрекламированного фильма "Салют-7", в основу которого положены реальные драматические события 1985 года.

    Тогда на корабле "Союз Т-13" на орбиту полетел экипаж - Владимир Джанибеков и Виктор Савиных. У одного - пятый полет, у другого - второй. Задача - состыковаться с космической станцией "Салют-7", провести технические эксперименты и регламентные работы. Но это официальная версия.

    На самом деле все было очень плохо. На "Салюте-7" произошла техническая авария: станция не подавала сигналы, вышла из-под контроля и стала терять высоту, неуклонно снижаясь к Земле. ЧП! Куда конкретно она упадет - непредсказуемо. Как и последствия падения. В истории космонавтики уже была трагедия американской станции "Скайлэб". Ее обломки долетели до Австралии.

    О деталях уникального спасения станции "Салют-7", "РГ" рассказывает один из героев-спасателей - бортинженер "Союза Т-13", дважды Герой Советского Союза Виктор Савиных.

    Виктор Петрович, а какой прогноз давали баллистики по времени неуправляемого схода с орбиты "Салют-7"? Я где-то читала, что примерно 178 суток.

    Виктор Савиных: Да, где-то полгода-год. Но точного прогноза не было.

    Что отказало на станции?

    Виктор Савиных: Вначале отказала система радиосвязи. Произошел отказ датчика по электричеству. Автоматика сработала неверно - полетело все энергопитание. Станция замерзла. В том числе система подачи кислорода, горячей воды и т.д. "Салют-7" превратился в ледяной дом.

    Это чисто техническая неполадка, от которой не застрахован ни один аппарат?

    Виктор Савиных: Конечно. Кстати, моя жена перед полетом связала нам пуховые шапки. Как чувствовала.

    Рассказывают, в ЦУПе, чтобы понять, насколько холодно на станции, Владимира Джанибекова попросили плюнуть. Он плюнул, и слюна замерзла на иллюминаторе?

    Виктор Савиных: Было такое. Когда мы туда попали - жуткая тишина, темнота и холод. Мертвый дом. Понадобились огромные усилия, чтобы все перезапустить и перенастроить.

    Космонавт Валерий Рюмин, который был с вашим экипажем постоянно на связи в ЦУПе, сказал: "Стыковка "Союза Т-13" с "Салютом-7" - это то же самое, что стыковаться с булыжником. А какое сравнение было у вас?

    Виктор Савиных: Можно сказать и так. Перед нами был неуправляемый объект. Это примерно то же самое, как если автоновичок въезжает в гараж задом. Представляете?

    Ведь до вас никто и никогда не выполнял подход и стыковку корабля с неуправляемым космическим телом?

    Виктор Савиных: Никто и никогда. То, что сделал наш экипаж в ручном режиме, вошло в учебники. После этого стало ясно, что можно "подплывать" и ремонтировать на орбите любые аппараты.

    В комментариях спасения "Салюта-7" многие называли вас "смертниками". А вы сами понимали всю опасность и риск экспедиции?

    Виктор Савиных: Конечно, понимали. Но все было в наших руках.

    Скажите, а действительно была реальная угроза, что станцию-махину в 20 тонн могут захватить американцы?

    Виктор Савиных: Идея витала. Как раз в то время за океаном разрабатывали глобальную систему стратегической инициативы. Знаменитую СОИ, которая способна уничтожать в космосе любые спутники и ракеты. Но что касается "Салюта-7", это было бы чрезвычайно сложно. Я считаю, что невозможно. Убрать солнечные батареи, антенны... Эти 20 тонн надо было еще как-то закрепить.

    На станции стала плюсовая температура, и весь лед, который был вокруг, растаял. Это был самый страшный момент

    Правда, что один их американских филателистов прислал вам три фото "Салюта-7", снятого с американского шаттла "Челленджер". То есть якобы он реально подлетал к "Салюту"?

    Виктор Савиных: Да, фото были. Но подлетал не "Челленджер", а другой космический аппарат.

    В экипаже "Челленджера", который вроде как должен был забрать "Салют-7", был француз Патрик Бодри, ранее готовившийся к полету на нашу станцию. То есть он все про нее знал. Вы с ним когда-нибудь говорили на тему "захвата"?

    Виктор Савиных: Никогда не говорили. Но вот в ближайшее время встретимся в Париже. Спрошу.

    Когда станция начала "оттаивать", главной проблемой стали тряпки, чтобы убирать потоки воды? Джанибеков рассказывал: сунул руку за одну панель, за другую - сплошь вода.

    Виктор Савиных: Мы сантиметр за сантиметром, шажочком, бочком вживались в пространство станции. И каждый день победой не считали, а лишь очередной выполненной задачей, которая помогала справиться со следующей проблемой. После того как на станции стала плюсовая температура, весь лед, который был вокруг, растаял. Это был самый страшный момент. Потому что вся станция покрылась тонкой пленкой воды. По стенке стукнешь, а оттуда брызги...

    Чтобы справиться с потопом, в ход пошло все, что было под рукой. Включая вещи от предыдущей экспедиции. Рвали в лоскуты даже комбинезоны. Но дефицит тряпок - это не самая большая проблема. Была реальная опасность пожара: вода и электричество, как известно, несовместимы. Обошлось просто каким-то чудом.

    Знаю, что космонавты, как правило, не суеверны. А как ваша жена отреагировала, что полетите на корабле "Союз Т-13"?

    Виктор Савиных: Нормально. Мы живем в 13-й квартире.

    Какие-то секреты спасения "мертвой станции" остались?

    Виктор Савиных: Никаких.

    Вы видели фильм "Салют-7"?

    Виктор Савиных: Видел. Категорически был против эпизода, где космонавт кувалдой чинит солнечный датчик. Высказал свое мнение, но эпизод в фильме все-таки остался. Не хочу никого и ничего критиковать. Скажу только: на съемки меня не пригласили. С актерами, в том числе который играет меня, не встречался.

    Вы наверняка смотрели американский фильм "Армагеддон". Говорили, что русский космонавт в ушанке - это как раз Савиных и Джанибеков в одном лице.

    Виктор Савиных: Да, где-то проскочило наше фото в шапочках. Хотя мы, даже когда на станции было еще очень холодно, на время репортажей их снимали. Ну что? Увидели "Армагеддон" - посмеялись.

    Кстати

    Всероссийская премьера фильма "Салют-7" состоится 4 октября в Государственном Кремлевском дворце.

    Поделиться